«Под покровом»
Права лесбиянок, геев, бисексуалов, трансгендеров и квир (ЛГБТК) в Таджикистане продолжают нарушаться, несмотря на то что гомосексуальные отношения по взаимному согласию между взрослыми людьми были декриминализированы на территории Таджикистана в 1998 году. Официально возраст сексуального согласия для однополых и разнополых отношений также уравнен. Однако законодательством не предусмотрена защита ЛГБТ от дискриминации на основе сексуальной ориентации или гендерной идентичности.
Здесь до сих пор продолжают лечить гомосексуальность различными мусульманскими обрядами, а многим геям, лесбиянкам и трансгендерам приходится либо вести двойную жизнь, либо уезжать из страны.
ЛГБТК-мусульмане в Таджикистане сталкиваются с гомофобией и трансфобией, дискриминацией и стигматизацией не только в обществе в целом, но и внутри мусульманского сообщества. Главные религиозные деятели публично в мечетях призывают граждан страны наказывать людей, совершивших «грех мужеложества».
ЛГБТК-мусульманам приходится делать выбор между своей идентичностью и духовностью, что только усиливает изоляцию, стресс меньшинств, внутреннюю стигму на почве ориентации и гендера.
Из-за стигмы внутри религиозного сообщества эти люди не могут посещать мечети и порой отвергают свою ЛГБТ-идентичность или религию, а иногда и то, и другое.
В рамках этого проекта мы хотим сделать видимым опыт ЛГБТК-людей в Таджикистане, для которых важна их вера и которые разрешили для себя конфликт между сексуальной и гендерной идентичностями и духовными потребностями.
Мы поговорили с шестью героями и героинями. Визуальная составляющая проекта — фигуры людей в городском пространстве, в разных уголках Таджикистана. Люди спрятаны под таджикскими одеждами или элементами декора: покрывала с традиционными узорами, тюбетейки, атлас, чакан и сюзане (вышитые вручную настенный ковер, ковер для молений). Это обеспечивает безопасность и одновременно символически иллюстрирует ситуацию в стране.
ЛГБТК-мусульмане в Таджикистане остаются «под покровом»: невидимые, они окружены с одной стороны гомо- и трансфобией внутри общества, с другой — исламофобией, с третьей — стигмой внутри религиозного сообщества, с четвёртой — внутренней стигмой на почве ЛГБТ-идентичности и религии.
Концепция фотопроекта и выбранный культурный код символизируют этот конфликт: человека и его опыта в Таджикистане как бы не существует, но незримый силуэт проступает в складках ткани — означающее без означаемого.
Над проектом работали:
Проект был реализован благодаря…